Разновидности коучинга.

Что такое коучинг. Что такое бизнес-коучинг. Отличие коучинга от наставничества.

Коучинг - это вид консультирования, при котором происходит взаимное и добровольное взаимодействие между клиентом коучинга и коучем с целью повышения компетентности, развития способностей и увеличения эффективности. При этом между коучем и клиентом коучинга должна отсутствовать ответственность, подотчетность и власть.

Разновидности коучинга:
Индивидуальный коучинг (VIP - коучинг)
Коучинг сотрудников
Коучинг групп (команд)
Коучинг организаций

Индивидуальный коучинг (VIP - коучинг). Применяется при личном коуч-консультировании или консультировании по телефону. Охватывает широкий круг областей: счастье, здоровье, бизнес, финансы, работа, карьера, отношения с людьми, семья.

Коучинг сотрудников в организациях. Достаточно интересная ситуация, когда заказчиком услуги является руководитель компании, а клиентом коучинга - его сотрудник (например, топ-менеджер). Фактически заказчик покупает услуги коуча для решения какой-либо задачи своей организации путем развития своего сотрудника. Это может быть как развитие способностей (умения) сотрудника или повышение эффективности коммуникаций с подчиненными или клиентами, так и изменения в личностном плане. В любом случае сотрудник организации, который становится клиентом коучинга, признает то, что, решая свои задачи, он решает задачи организации. А заказчик коучинга (руководитель организации) готов при этом осуществлять контроль результатов коучинга. В этом случае коучинг может проводиться по телефону, что занимает меньше времени, чем при индивидуальном коучинге.

Коучинг групп или команд. Здесь задачи коуча заключаются, прежде всего, в постановке цели работы группы, обеспечении процесса работы, в выработки регламента и его соблюдении, в создания таких условий работы, при которых группа находит лучшее решение. При этом часто происходит изменение группы и формирование команды. Это способствует согласование взглядов и представлений о том, как можно найти решение. Найденное решение лучше реализуется всеми членами команды, так как оно является им общим и близким. Часто коучинг группы начинается в присутствии коуча, и затем может продолжаться без коуча.

Подробнее читайте в статье: Коучинг команд (Коучинг команд на основе Технологии Стратегического Планирования)

Коучинг организаций представляет собой комбинацию всех вышеперечисленных разновидностей коуч-консультирования, проводимого коучем (или группой коучей) в одной организации, и объединенных общей целью. Перед коучингом организации необходим консалтинг организации, который дает ответ на вопрос: “применим ли коучинг в данной организации?” и далее следует либо коучинг, либо предложения по проведению другой работы (например, проведение тренингов).

Коучинг проводится как при личном общении, так и по телефону.

Отличие коучинга от бизнес-коучинга
(Что такое бизнес-коучинг, чем он отличается от коучинга и что общего?)

Если сравнивать коучинг и бизнес-коучинг, то процесс одинаковый, применяется одна модель коучинга. Разница только в тех задачах, которые решает клиент коучинга и в тех результатах, которые он хочет получить. Это можно сформулировать так: все задачи в бизнес-коучинге описываются теми словами, которые присутствуют в словаре бизнеса.

Кому и зачем нужен бизнес-коучинг?
Бизнес-коучингом могут воспользоваться владельцы бизнеса, руководители компаний, менеджеры и специалисты.

С помощью коучинга можно решать следующие задачи:
Если Вы бизнесмен:
- Выстраивание стратегических коммуникаций с людьми
- Выбрать правильную стратегию и тактику и отказаться от ненужных действий.
- Решать вопросы кадрового характера: как расставлять топ-менеджеров, как мотивировать.
- Строить контакты при клиенто-ориентированном бизнесе.
- А также любые задачи, которые решаются в бизнесе

Если Вы предприниматель, собственник или владелец малого бизнеса:
- Проводить развитие компании
- Выстраивать стратегические коммуникации с клиентами, партнерами и сотрудниками
- А также любые другие задачи

Если вы менеджер любого уровня:
- задачи карьерного роста,
- повышение личной эффективности,
- улучшение организаторских способностей, способности управления людьми
- улучшение коммуникативных навыков

Если вы специалист:
- Развитие своих профессиональных способностей
- Развитие коммуникативных навыков

Отличие коучинга от наставничества.

Главное отличие заключается в том, что наставник учит на своем примере, это как правило сотрудник, имеющий большой опыт работы. И обучение происходит по принципы: делай как я!

Принцип коуча: делай правильно! Причем “правильность” зависит и от ситуации и от самого человека. И задача коуча заключается в том,чтобы клиент обнаружил правильное действие и взял на себя обязательство его совершить.

Алексей Дроздов.